RU EN DE
Версия для слабовидящих
Историческая справка

История создания первых добровольных дружин

История создания первых добровольных дружинПредшественницы добровольных народных дружин появились в России еще во времена монархии, причем использовались, в частности, для борьбы с разбоем на дорогах. В 1913 году чинам российской полиции была направлена «Инструкция для организации народной дружины», разъяснявшая основные принципы вступления в ее ряды и подчиненности дружины властям. Для организации и заведования добровольной дружиной высшим представителем местной административной власти назначалось особое лицо (офицер Отдельного корпуса жандармов или чиновник одного из учреждений).

В 1918-1922 гг. по инициативе самих граждан в крупных промышленных городах начали создаваться группы оказания помощи милиции в охране общественного порядка, носившие в то время различные наименования: в Сибири - «Дружины содействия милиции», в Петрограде - «Комиссия общественной помощи милиции» и т.д.

В середине 20-х годов движение граждан по охране правопорядка начинает упорядочиваться. При местных Советах были учреждены административные комиссии, в состав которых входили лица, изъявившие желание оказать помощь в работе органов милиции. Эти комиссии проверяли и контролировали работу местных органов милиции, оказывали содействие в охране порядка.

В 1926 году административные комиссии в ряде мест получили новое название: «Комиссия общественного порядка» (КОП). Расширились их права. В эти же годы во многих городах были созданы рабочие дружины, ударные бригады, отряды или инициативные группы по борьбе с хулиганством. Члены этих формирований специально обучались милицейскому делу.

В 1928 году по инициативе рабочих Урала, Москвы, Ленинграда и других промышленных центров возникли добровольные общества содействия милиции (ОСОДМИЛ). Это была первая единая форма массового участия населения в охране общественного порядка. Добровольные общества направлялись местными органами власти и действовали совместно с аппаратом НКВД.

К январю 1930 года СНК РСФСР принял постановление «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска», где впервые вводился ряд правовых норм, относящихся к вопросам организации и деятельности добровольных обществ содействия милиции. В частности, в нем четко было определено, кто мог быть членом ОСОДМИЛа, порядок вступления в общество, задачи выполняемые бойцами ОСОДМИЛа и т.д.

Осодмильцы при исполнении своих обязанностей пользовались правами должностных лиц, имели удостоверения и носили нагрудные знаки. В отдельных случаях членам общества органами милиции и уголовного розыска выдавалось оружие, которое подлежало сдаче по окончании операции. Бойцам ОСОДМИЛа предоставлялось также право составлять протоколы о нарушениях обязательных постановлений местных Советов.

Практика работы общества содействия органам милиции и уголовного розыска показала, что они представляли собой серьезную силу, способную оказать значительную помощь в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. ОСОДМИЛ во многих случаях являлся резервом для пополнения милиции хорошими, проверенными и достаточно подготовленными кадрами.

В связи с усилением централизации в руководстве органами охраны общественного порядка было признано необходимым приблизить деятельность Общества содействия к конкретной практической работе милиции, организации их непосредственно при органах внутренних дел.

СНК РСФСР постановлением от 29 апреля 1932 года предложил совнаркомам автономных республик, краев и областным исполкомам реорганизовать общества содействия милиции и уголовного розыска в бригады содействия милиции (БСМ) и подчинил их последней.

В период Великой Отечественной войны бригады содействия милиции в сельской местности прифронтовых районов и на территории освобожденной от немецко-фашистской оккупации, были реорганизованы в группы охраны общественного порядка (ГООП). Целью создания ГООП явилась борьба со шпионами, диверсантами в населенных пунктах, прилегающих к железнодорожным линиям, водным путям, шоссейным и грунтовым дорогам. Группы охраны получили больше самостоятельности в работе и прав по сравнению с бригадами содействия милиции. Под руководством органов государственной безопасности и НКВД они сумели обеспечить надлежащий порядок в населенных пунктах в самый напряженный и ответственный период - в грозные годы Великой Отечественной войны.

После окончания войны, в апреле 1946 года ГООП были расформированы, а их члены влились в бригады содействия милиции. В это же время был определен новый порядок организации БСМ, в соответствии с которым все руководство деятельностью бригад сосредоточивалось в низовом звене органов милиции. Следует отметить, что БСМ как форма привлечения граждан к охране правопорядка просуществовала до конца 50-х годов.

К концу 1958 года коллективы ряда передовых предприятий Ленинграда первыми в стране создали добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Новое движение распространилось и на другие крупные промышленные центры. Опираясь на этот опыт ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 года приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Оно явилось основным политическим и юридическим документом, определившем задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 70-х годов.

Вскоре в союзных республиках были приняты соответствующие положения. В дальнейшем Бюро ЦК КПСС по РСФСР и СМ РСФСР 30 марта приняли постановление «Об утверждении Положения о ДНД РСФСР по охране общественного порядка».

На протяжении 60-х годов движение ДНД принимает массовый характер. Так, например, в 1971 году в стране насчитывалось около 173 тыс. дружин, объединяющих около 7 млн. человек.

В эти годы дружины в значительной мере дополняли работу органов милиции, повышали ее эффективность в деле борьбы с преступлениями и правонарушениями. За активное участие в охране общественного порядка предусматривалось поощрение дружинников - объявление благодарности, вручение почетной грамоты, занесение на Доску почета, награждение денежными премиями и ценными подарками. Администрации предприятий и учреждений было разрешено предоставлять членам ДНД дополнительные оплачиваемые отпуска сроком до трех суток в год.

В это время дружины начинают подразделяться на два вида - территориальные и специализированные. Первые обычно комплектовались из представителей коллектива предприятия или учреждения и обслуживали определенную территорию. Основная форма их деятельности - охрана порядка в общественных местах. Вторые вели борьбу, главным образом, с отдельными видами правонарушений и специализировались по линии ГАИ, УИМ, ОБХСС, УР, ИДН. К специализированным дружинам относились и оперативные отряды и комсомольские оперотряды.

20 мая 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» и указ ПВС СССР «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка», которые создали новую нормативно-правовую базу деятельности ДНД.

В соответствии с этим Совет Министров РСФСР, постановлением от 19 июля 1974 г. утвердил новое положение о добровольных народных дружинах в РФ.

На основании данных документов основные усилия народных дружин сосредоточивались на поддержании общественного порядка, пресечении актов хулиганства, пьянства и других антиобщественных проявлений; борьбе с хищениями соцсобственности и правонарушениями несовершеннолетних.

Документы 1974 года расширяли и систему мер поощрения отличившихся дружинников. Учреждался нагрудный знак «Отличный дружинник», кроме того предоставлялось преимущественное право на получение жилой площади, а также льготной путевки в санаторий или дом отдыха. За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники представлялись к государственным наградам.

После распада Советского Союза ДНД фактически перестали существовать. Попытки их возрождения в России наблюдались с 1992 года, в основном на локальном уровне.

В настоящее время в органах государственной власти России пришло понимание того, что без участия граждан, без поддержки общественности обуздать преступность на улицах городов и сел невозможно. Сегодня, общественный порядок на территории города - забота не только правоохранительных органов, но и граждан, имеющих право участвовать в его обеспечении на территории проживания.

Дата создания: 04-07-2018
Дата последнего изменения: 04-07-2018
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: